УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом № 1 от 10.01.2014г.
ПРАВИЛА
этики поведения педагогических работников
УП ООО «СТАРТ»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Нормы этики учителя
устанавливаются на основании Конституции РФ, Федерального закона РФ от 29
декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и принятых в
соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного
права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы. Нормами
кодекса профессиональной этики учителя руководствуются в своей
деятельности все преподаватели работающие в ОУ.
Цель кодекса –
установление этических норм и правил поведения педагогических работников
для выполнения ими своей профессиональной деятельности; содействия
укреплению авторитета педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность; обеспечение единых норм поведения
педагогических работников.
Кодекс призван повысить эффективность выполнения
педагогическими работниками своих трудовых обязанностей.
Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности, в общественном сознании, самоконтроля педагогических работников.
2. Этические правила поведения педагогических
работников при выполнении ими трудовых обязанностей.
1. При выполнении
трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из
конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются
высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго
имени.
2. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством,
обществом и гражданами, призваны:
- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
- уважать честь и
достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,
способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у
обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
- применять педагогически обоснованное и обеспечивающее высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
- учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лица ми с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;
- проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
- проявлять терпимость
и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать
культурные и иные особенности этнических, социальных групп и конфессий,
способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;
- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать в сомнение в
добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а
так же избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или
авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.
3. Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы.
4. Педагогическим
работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного
поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример
честности, беспристрастности и справедливости.
5. При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:
- любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам
пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социально,
имущественного или семейного положения, политических или религиозных
предпочтений;
- грубости, проявления пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
- угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
6. Педагогическим
работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в
обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и
достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным.
7. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не
допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
8. Внешний вид педагогического работника при выполнении им
трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к
педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную
деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают
официальность, сдержанность, аккуратность.
9. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения
за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.
3. Взаимоотношения учителя с учениками.
1. Учитель выбирает
подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по
каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности,
религиозным убеждениям и иным особенностям.
3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
4. Требовательность
учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие
положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль,
самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
6. Учитель должен стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению в них веры в собственные силы и способности.
7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
4. Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом.
1. Учителя стремятся к
взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг
друга и администрации образовательного учреждения.
2. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих
коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого
учителя, должна быть объективной и обоснованной.
4. Администрация не
может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанную с
выполнением им своих трудовых обязанностей.
5. Учитель имеет право на поощрение от администрации образовательного
учреждения. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.
6. Учитель имеет право
получать от администрации информацию, имеющую значение для работы
образовательного учреждения. Администрация не имеет права скрывать информацию,
которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
7. Инициатива приветствуется.
8. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
9. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.
5. Взаимоотношения
учителя с родителями учеников.
1. Учителя должны уважительно и дружелюбно общаться с родителями учеников.
2. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
3. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение
родителей о детях.
4. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижение целей.
5. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.
6. Взаимоотношения
учителя с обществом и государством.
1. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем,
хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.
2. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.
7. Ответственность за нарушение положений Кодекса.
1. При приеме на работу в образовательное учреждение руководителю следует оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя, и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса.
2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости - более высокой профессиональной организацией.
3. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса учитывается при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.